Федеральный закон
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних
(по состоянию на ноябрь 2009 г.
в ред. фз №122-ФЗ от 22.08.2004; №199-ФЗ от
29.12.2004; №39-ФЗ от 22.04.2005; №9-ФЗ от 05.01.2006; №120-ФЗ от 30.06.2007;
№194-ФЗ от 21.07.2007; №214-ФЗ от 24.07.2007; №309-ФЗ от 01.12.2007; №160-ФЗ от
23.07.2008; №233-ФЗ от 13.10.2009)
Принят Государственной
Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года
Настоящий Федеральный закон в
соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами
международного права устанавливает основы правового регулирования отношений,
возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних.
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего
Федерального закона применяются следующие основные понятия:
несовершеннолетний - лицо, не
достигшее возраста восемнадцати лет;
безнадзорный -
несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие
неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию,
обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей
либо должностных лиц;
беспризорный - безнадзорный, не
имеющий места жительства и (или) места пребывания;
несовершеннолетний, находящийся
в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или
беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни
или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию,
либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
антиобщественные действия -
действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении
наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной
и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе,
занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные
действия, нарушающие права и законные интересы других лиц;
семья, находящаяся в социально
опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном
положении, а также семья, где родители или законные представители
несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и
(или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко
обращаются с ними;
индивидуальная профилактическая
работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей,
находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической
реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и
антиобщественных действий;
профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых,
педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и
условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и
антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с
индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися
в социально опасном положении;
пиво и напитки, изготавливаемые
на его основе, - пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема
готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным
содержанием этилового спирта.
Статья 2. Основные задачи и
принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних,
выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и
законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая
реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев
вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных
действий.
2. Деятельность по профилактике безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности,
демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и
взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с
соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки
деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по
профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения
ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных
интересов несовершеннолетних.
Статья 14. Органы управления
образованием и образовательные учреждения
1. Органы управления образованием в пределах своей
компетенции:
1) контролируют соблюдение законодательства Российской
Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области
образования несовершеннолетних;
2) осуществляют меры по развитию сети специальных
учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа органов управления
образованием, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, а также других образовательных учреждений, оказывающих
педагогическую и иную помощь несовершеннолетним,с ограниченными возможностями
здоровья и (или) отклонениями в поведении;
3) участвуют в организации летнего отдыха, досуга и
занятости несовершеннолетних;
4) ведут учет несовершеннолетних, не посещающих или
систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в
образовательных учреждениях;
5) разрабатывают и внедряют в практику работы
образовательных учреждений программы и методики, направленные на формирование
законопослушного поведения несовершеннолетних;
6) создают психолого-медико-педагогические комиссии,
которые выявляют несовершеннолетнихс ограниченными возможностями здоровья и
(или) отклонениями в поведении, проводят их комплексное обследование и готовят
рекомендации по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и
определению форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
2. Общеобразовательные учреждения общего образования,
образовательные учреждения начального профессионального, среднего
профессионального образования и другие учреждения, осуществляющие
образовательный процесс, в соответствии с уставами указанных учреждений или
положениями о них:
1) оказывают социально-психологическую и педагогическую
помощь несовершеннолетнимс ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по
неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принимают меры
по их воспитанию и получению ими общего образования;
3) выявляют семьи, находящиеся в социально опасном
положении, и оказывают им помощь в обучении и воспитании детей;
4) обеспечивают организацию в образовательных учреждениях
общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и
привлечение к участию в них несовершеннолетних;
5) осуществляют меры по реализации программ и методик,
направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
3. Образовательные учреждения для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, в соответствии с уставами указанных
учреждений или положениями о них:
1) принимают для содержания, воспитания, обучения,
последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних
в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в
родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни
родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях
отсутствия родительского попечения;
2) принимают на срок, как правило, не более одного года
для содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, имеющих родителей или
законных представителей, если указанные несовершеннолетние проживают в семьях,
пострадавших от стихийных бедствий, либо являются детьми одиноких матерей
(отцов), безработных, беженцев или вынужденных переселенцев;
3) осуществляют защиту прав и законных интересов
несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а
также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической
работе с ними.
4. Руководители и педагогические работники органов
управления образованием и образовательных учреждений пользуются правами,
предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Статья 16. Органы опеки и
попечительства
1. Органы опеки и попечительства:
1) дают в установленном порядке согласие на перевод
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного
образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до
получения ими общего образования, а также на исключение таких лиц из любого
образовательного учреждения;
2) участвуют в пределах своей компетенции в проведении
индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, указанными в
статье 5 настоящего Федерального закона, если они являются сиротами либо
остались без попечения родителей или законных представителей, а также
осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних,
нуждающихся в помощи государства.
2. Должностные лица органов опеки и попечительства в
целях предупреждения безнадзорности, беспризорности и правонарушений, а также
антиобщественных действий несовершеннолетних используют предоставленные
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации полномочия, связанные с осуществлением ими функций опеки и попечительства,
а также пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего
Федерального закона.
Статья 17. Органы по делам
молодежи и учреждения органов по делам молодежи
1. Органы по делам молодежи в пределах своей
компетенции:
1) участвуют в разработке и реализации целевых программ
по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
2) осуществляют организационно-методическое обеспечение и
координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и
иных учреждений;
3) оказывают содействие детским и молодежным общественным
объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям,
деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) участвуют в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в
финансовой поддержке на конкурсной основе общественных объединений,
осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
5) участвуют в организации отдыха, досуга и занятости
несовершеннолетних.
2. Социально-реабилитационные центры для подростков и
молодежи, центры социально-психологической помощи молодежи, центры
профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные
учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных
учреждений или положениями о них:
1) предоставляют социальные, правовые и иные услуги
несовершеннолетним;
2) принимают участие в пределах своей компетенции в
индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в
социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости,
осуществления информационно-просветительных и иных мер;
3) разрабатывают и реализуют в пределах своей компетенции
программы социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально
опасном положении, и защиты их социально-правовых интересов.
3. Должностные лица органов по делам молодежи и
учреждений органов по делам молодежи пользуются правами, предусмотренными
пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона. |